Версия для слабовидящих

Музыкальный руководитель.

Алаева Екатерина Александровна - музыкальный руководитель МБДОУ - детского сада №9 комбинированного вида.

I квалификационная категория.

Образование - средне-профессиональное.

Муромский педагогический колледж - 2001 год.

Стаж  работы занимаемой должности - 13,8  лет.

График работы :

Ф. И.О. педагога и специальность

 

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Алаева Е. А.

музыкальный руководитель

8.00 – 15.30

8.00 – 15.30

8.00 – 15.30

8.00 – 15.30

8.00 – 13.00

смотреть  " Домашний театр"

смотреть  "Домашний концерт"

смотреть " Влияние музыки на развитие творческих способностей ребёнка"

 

Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста

 

 

Гармонизация внутреннего состояния ребенка, его отношений с внешним миром возможна лишь при создании психологического комфорта, особых условий, которые позволяют ребенку снимать эмоциональное напряжение, негативно влияющее на его общее состояние.

Для прослушивания музыкального произведения у ребёнка подключаются все органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Ребёнок визуализирует услышанные впечатления, отражая пластическое, ритмическое, словесное, игровое воплощение образа, настроение музыкального произведения.

Для успешного музыкально-художественного развития детей необходимо изменение организации музыкальной деятельности, внесение в неё дополнительных внемузыкальных средств, например, таких, как сказочные образы и сюжеты. Посредством ярких, доступных сказочных образов ребенок узнаёт окружающую жизнь, людей, вдумывается в их поступки и судьбы. Сказка показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя, даёт возможность за короткое время примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. В сказке ребёнок находит выходы из сложных ситуаций, пути решения конфликтов, позитивную поддержку своих возможностей. Введение малыша в сказку позволяет ему испытывать живое воздействие атмосферы пространства природы, города, места и времени событий и действий персонажей. Через сказку он может понять законы мира, в котором он родился и живёт.

Знакомство со сказкой и её персонажами лучше начать с рассматривания иллюстраций в музыкальном сопровождении и обыгрывания драматических действий. Это вызывает соответствующее эмоциональное настроение ребёнка. Затем предложите ребёнку вспомнить знакомый сюжет сказки, случай из его жизни, созвучный эмоциональной окраске музыкального произведения. Свои чувства малыш может выразить, послушав музыкальное произведение, участвуя в музыкально-дидактических и театрализованных играх, занимаясь рисованием под музыку. Стимулируйте деятельность ребёнка через активные методы: «Сюрпризность», «Сказочность», «Праздничность ситуации», «Оживление героев», «Перевоплощения детей».

Важное место занимает процесс придумывания названий, например: («Сани с бубенцами», «Зимняя дорога», «Весёлый воробей»); подбор слов и контрастных сопоставлений, например: (сладко - солёно, тихо – громко, добрый – злой, радостный - грустный); поиск сравнений и метафор: (легкий, как мотылек, рисует мороз на стекле); определительных характеристик: (сердитый, ласковый, задорный и др.). Можно также использовать следующие приёмы: рифмование, музыкально-ассоциативный метод, когда ребенок говорит о своих переживаниях, страхах, мечтах, опираясь на механизмы жизненных и музыкально-художественных ассоциаций. Работа со сказками позволяет улучшить самочувствие и эмоциональное благополучие ребёнка, снизить показатели его тревожности, нервозности и других негативных состояний.

Именно в таких начинаниях ребёнок может проявлять душевно-эмоциональную самостоятельность и инициативу, реализовать свои творческие возможности. 

 

Музыкальная терапия

 



В современной психологии существует отдельное направление – музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в

качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных

психологических заболеваниях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительноевоздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышениюработоспособности. 

Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие

напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.

Итак, как видите, влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать

вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание школьников и помогает

быстрее запомнить новый материал. Если женщина кормит малыша грудью, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий

 у нее прибывает молоко. Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях.

Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности?

В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности.

Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы»,

Рубинштейн «Мелодии».

Как уменьшить нервное возбуждение?

Гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную тихую музыку. Как правило, помогает классика: Бах «Кантата 2»,

Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».

Хотите спокойствия?

Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы

(шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» – часть 2, Брамс «Колыбельная»,

Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны».

Как избавиться от напряженности в отношениях с людьми?
Включите Баха «Концерт ре-минор для скрипки» и «Кантата 21», Бартона «Соната для фортепиано» и «Квартет 5», Брукнера

«Месса ля-минор». Депрессия? Помогут скрипичная и церковная музыка. Классика: произведения Моцарта, Гендель «Менуэт»,

Бизе «Кармэн» – часть 3.

У вас мигрень, головная боль?

Ставьте диск с религиозной музыкой или классикой: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия 1», Хачатурян

«Сюита Маскарад». Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности нужна ритмичная, бодрящая музыка.

 Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает

 бодрящее, мобилизующее воздействие. Из классики «вялым» детишкам можно поставить: Чайковский «Шестая симфония» – часть 3, Бетховен

«Увертюра Эдмонд»,

Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия 2».

Для уменьшения агрессивности, непослушания подойдет опять же классика:

Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония».

А чтобы чадо быстро заснуло и видело хорошие сны, можно негромко включить музыку с медленным темпом и четким ритмом.

Как слушать?

· Продолжительность – 15-30 минут.

· Лучше всего прослушивать нужные произведения утром после пробуждения или вечером перед сном.

· Во время прослушивания старайтесь не сосредотачиваться на чем-то серьезном, можно выполнять обычные бытовые дела (уборка игрушек,

сбор учебников, подготовка постели). А еще лучше занимайтесь чем-нибудь приятным, например просмотром фотографий, поливкой цветов.

Конечно, не обязательно слушать только классику, можно выбирать и другие стили. Но, как показывает опыт психологов, работающих с

музыкотерапией, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит,

гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.

                                                                                                                            

 "Развитие музыкального слуха"

 

Умение петь или играть на каком - либо музыкальном инструменте всегда вызывает интерес окружающих. Человеку, в жизни которого есть музыка, никогда не будет одиноко и скучно.

Психическое развитие дошкольников тесно связано с чувственным познанием окружающего мира, который для них полон загадок. Поэтому надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и слушать. Процесс формирования звуковых образов лежит в основе слухового восприятия, которое дает возможность «озвучить» происходящее, обогатить представления о свойствах предметов и явлений жизни, развить речь. В программу музыкального воспитания входит раздел «Слушание музыки». Дети слушают музыку разных стилей и направлений. После чего проводится беседа о характере прозвучавшей музыки. Иногда дети вовлекаются в танцевальный экспромт.

Дети, играя на музыкальных инструментах, исполняя песни, двигаясь, слушают музыку. Думаю, что невозможно ограничить слушание одним специальным разделом, т.к. все наше музыкальное занятие базируется на слушании музыки, то есть слуховое восприятие происходит во всех видах музыкальной деятельности. Определенные трудности возникли у детей с нарушениями речи. Здесь мне на помощь пришла методика «Элементарное музицирование» К. Орфа, ее основной принцип: музыка понимается телом, а не рассудком. Говорить с детьми надо музыкой, а не о музыке.

 Существует мнение, что музыкальный слух есть у всех детей, однако далеко не все дети могут пропеть чисто и правильно даже простую песенку. Для развития музыкального слуха нужно воспитать умение слушать и слышать. Пению, слушанию музыки надо учить так же, как учат ребенка говорить. Я согласна с таким мнением, что если ребенок в раннем детстве слушает хорошую музыку, красивое, чистое пение, то это войдет в его жизнь естественным образом. Он будет слушать и петь сам, надо только подтолкнуть его к этому во время игры. Учиться, играя, интересно всем, даже взрослым, что уж говорить о детях.

Исходя из этого, я наметила следующие задачи по развитию слухового восприятия у детей с нарушением речи:

- научить ребенка слушать музыкальный звук – воспринимать и различать его высоту, тембр, силу и продолжительность, используя музыкально-дидактические игры. Специально подобранные игры включаю в каждое занятие, начиная с первой младшей группы (дети двух – трех лет);

- обогащать представления детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов, учить различать их тембровую окраску. Уже в первой младшей группе происходит знакомство с барабаном, треугольником, колокольчиком, ложками, шумовыми коробочками. В каждой группе обогащается опыт тембрового восприятия детей (ксилофон, металлофон и т.д.);

- учить выбирать инструменты, тембры которых соответствуют характеру звучащей музыки. Во время знакомства с новым  музыкальным инструментом предлагаю каждому ребенку обследовать его; показываю приемы звукоизвлечения; дети играют на инструменте под музыку, которая соответствует тембру (музыку подбираю заранее);

- развивать творческое воображение с помощью ритмопластики, игры на музыкальных инструментах, рисования под музыку.

Остановлюсь более подробно на музыкальных рисунках. Музыку дети рисуют со 2 младшей группы. Рисование под музыку, как один из приемов арттерапии позволяет детям с нарушениями речи снять внутреннее напряжение. Ребенок рисует не столько музыку во время ее звучания, сколько свое настроение и восприятие. Конечно, такие занятия проходят в игровой форме. Дети с закрытыми глазами слушают музыку, затем пытаются передать цветом (красками) свои ощущения, возникающие при прослушивании музыкального произведения, не пытаясь отображать сюжет. В заключении малышам предлагается придумать свой танец на музыку, которую они рисовали.

На последующих занятиях дети сразу вспоминают это произведение: «Мы эту музыку рисовали», «Я танцевала под эту мелодию». Предлагаю им превратиться в настоящих музыкантов и самим исполнить знакомую пьесу. Дети с большим удовольствием импровизируют на музыкальных инструментах.

Играя в солдатиков можно одновременно послушать пьесу П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома». Пусть ребенок услышит в ней марширующих солдат, сражение, возвращение с победой. Предложите нарисовать ему то, что он услышал в музыке. Играя с куклой можно послушать колыбельные песни, из «Детского альбома» такие произведения, как «Новая кукла» П. И. Чайковского, «Болезнь куклы» П. И. Чайковского.

Можно в свободное время заниматься очень интересным делом – озвучиванием сказок. Сказки должны быть не длинными, взрослый рассказывает сказку и с детьми подбирает подходящие инструменты, ищут интонации, ритмы, изображают героев звуками. Так теремок может изображаться ксилофоном – его пластинки напоминают бревнышки, из которых построен теремок. Мышка – шуршалкой-погремушкой (которую можно сделать дома самим из любого «киндерсюрприза», наполнив любой крупой) и т.д. Можно озвучивать сказку только ритмом, тогда берется один инструмент, например, барабан, и на нем различными ритмами изображать героев.

У некоторых детей музыкальный слух развивается очень медленно, и от взрослых требуется большое терпение и последовательные действия.

  Сначала, учим малыша, петь простые песенки на одном повторяющемся звуке. Песенку можно придумать самим, можно взять знакомые любимые  стихи ребенка. Песенку может петь и птичка, и мишка, и кукла Маша (так дети узнают о высоких, низких  и средних звуках).

Когда ребенок научится петь простую мелодию, повторяя один и тот же звук, можно показать песенку посложнее их двух звуков. Но хочу напомнить, что ребенок может вообще не петь, а только долгое время слушать песни. Время, когда он запоет, наступит само, не следует заставлять петь ребенка, тем более петь громко. Все, что произрастает в глубинах души, - произрастает в тишине.

Ценнейшее свойство малыша – способность к подражанию: дети любят, могут подражать, им много чего можно навязать, и они будут повторять, как попугаи, под восхищенные возгласы родителей. Здесь есть большая опасность – дезориентировать ребенка, привить ему плохой вкус (дело не в том, хороши или плохи эти песни, а в том, что они не для детского восприятия, ребенок приучается делать под аплодисменты то, чего он не пережить не понять не может). Взрослому трудно быть на уровне законов детской игры, участие в ней требует от него больших усилий – не меньших, а возможно, и больших, чем те усилия, которые прилагает познающий мир ребенок.

По моим многолетним наблюдениям я с уверенностью могу сказать, что если детей не торопить, не добиваться и не ждать быстрого результата, то этот самый результат сам собой вдруг является, удивляя не только родителей, но и самого педагога!

Итак, терпение – самое ценное свойство воспитуемого.

 

 

"От природы музыкален каждый"

 

    Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего детства. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно -  сосудистой системы. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление. 

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Ведь задатки к музыкальной деятельности (то есть физиологические особенности строения организма, например, голосового аппарата или органа слуха) имеются у каждого. И если для музыкального развития ребенка с самого его рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, Она позволила слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.

Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром.

Музыка детства- хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее:

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будут невосполнимо.

2. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего ребенка нет настроения, что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» – немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

 

Постарайтесь запомнить главное: чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

 

«Музыка и дети»

 

      "Красота музыки  имеет  своим  источником

 

                                                                                                                             красоту  окружающего  мира "                                          

 

                                                                  В.А. Сухомлинский.

  Первые ступеньки приобщения к музыке ребенок проходит в семье. Дети встречаются в быту с пением взрослых, с игрой на музыкальных инструментах, они слышат музыку из различных бытовых аудио и видео устройств.

Есть люди, которые думают, что учить музыке нужно только детей талантливых. Но ведь обучая грамоте. Мы вовсе не ждем. Что все дети станут писателями. К тому же. Что бы понять. Одарен ребенок или нет, нужно помочь ему выявить одаренность. Для этого нужно уделять больше внимания развитию задатков всех детей.

В семье, где понимают, что музыка- не только развлечение на вечеринке, не только аккомпанемент для танцев, что музыка воспитывает чувства, вызывает радость, дает утешение, в такой семье легче воспитать музыкальный вкус ребенка.

Чудесным источником художественных переживаний, средством воспитания чувства красоты служит народная музыка. Путь от песни (самого доступного вида музыкального искусства) к  более сложным формам-правильный путь подготовки к восприятию серьезной музыки. Хорошо, если дома есть записи русских народных песен, лучше в исполнении детских и взрослых хоровых коллективов.

Важно не только учить детей правильно петь, играть на каком-либо музыкальном инструменте, но и слушать настоящую музыку, знакомить воспитанников с произведениями великих композиторов. Делать это нужно постепенно, осторожно, что бы не вызвать реакцию отторжения.

Приучайте детей внимательно, не отвлекаясь, слушать музыку , используя различные технические средства (компьютер, ДВДпроигрыватель, телевизор, радио и т.д.)Следите за качеством проигрываемой мелодии! Классическая музыка должна воспроизводится на аппаратуре  с хорошими звуковоспроизводящими параметрами. Для детей дошкольного возраста имеется множество произведений, рисующих картины природы, определенное время года, передающих яркие характеры. Что бы ребенок лучше осознавал эмоциональное и событийное наполнение произведения, нужно дать ему высказаться о прослушанной музыке. Ребенок может уточнить название знакомых музыкальных инструментов, установить связь между инструментом и характером музыки (барабан- ритмичная веселая музыка, скрипка- музыка грустная, лиричная, печальная и тд).дети старшего дошкольного возраста могут называть имена композиторов, чью музыку они слушают (Глинка, Чайковский), названия любимых произведений, жанры музыки (марш, полька, колыбельная). Полезно давать для прослушивания «Картинки с выставки» Мусоргского, «Детский альбом» , «Времена года» отрывки из «Щелкунчика»  П.И, Чайковского, отрывки из опер «Садко», «Снегурочка» Римского-Корсакова. В этих музыкальных произведениях можно услышать «голоса» инструментов, тембровое и динамическое богатство красок.

Эти небольшие сведения уточняют имеющиеся представления. Приближают  к музыке, её осознанию.

От восприятия произведения в целом следует перейтик осознанию отдельных элементов музыкальной речи. Обратить внимание детей на значение музыкальных темпов, на силу звука, на выразительное значение динамических оттенков. Беседу с детьми следует строить на основе сравнения и сопоставления музыкальных произведений.

Постепенно мы обогатим детей музыкальными впечатлениями, выработаем умение осознанно и эмоционально воспринимать музыкальные произведения.

Сейчас в каждой семье есть звуковоспроизводящая аппаратура, зачастую очень дорогостоящая. Часто звучит музыка. Но каково качество этой музыки? О чем она? Чему учит? Дает ли она пищу для души или просто создает шумовой фон? Насколько сложна эта музыка по своей структуре? Примитив воспринимается легче, но воспитывается ли музыкальный слух, формируется ли внутренний мир? Рядом с нами –наши дети. Они вырастут такими, какими вырастим их мы.