Версия для слабовидящих

Учитель-логопед.

                                               

 

                                                                                                                                Терпение и творчество, 

                                                                                                         Упорство и победа - 

                                                                                                           Вот главные этапы 

                                                                                                          В работе логопеда.

Колузанова Наталья Викторовна - учитель - логопед МБДОУ-детского сада №9 комбинированного вида.

Высшая квалификационная категория.

Образование - высшее.

1. Муромский педагогический колледж - 2005 г.

2. Арзамасский  государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара.- 2009 г.

3. Московский психолого-социальный университет по специальности учитель-логопед - 2013 г.

Стаж   работы занимаемой должности - 14 лет.

График работы :

Ф. И.О.педагога и специальность

 

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Колузанова Н. В.

учитель-логопед

8.00 – 12.00

8.00 – 12.00

8.00 – 12.00

8.00 – 12.00

8.00 – 12.00

 

смотреть Консультация для родителей на тему :«РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА»

смотреть  Артикуляционная гимнастика

смотреть  "СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО РАБОТЕ НАД ПРАВИЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ"

смотреть  "СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ МИМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ С ДЕТЬМИ "

 

 

 

 

 Трудно переоценить значение работы с родителями в коррекционном процессе. К сожалению, многие родители считают, что исправление речи доступно только специалистам. Они не осознают, что могут сделать очень многое и тем самым значительно ускорить и облегчить процесс коррекции речевых нарушений.

Говорите с детьми!

О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда знают, как же эту речь развивать.

Часто можно услышать: “Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может ни описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать.”

 

Да и как же иначе: ведь это родители говорили — не ребенок. Дети все разные: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и “молчуны” разговорятся, если есть стимул для разговора.

 

Речь начинается с желания общаться!

Как бы несовершенно не говорил ваш ребенок, принимайте и поддерживайте его желание вступить в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация. Настроение.

 

Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации: когда ребенок спокоен, в хорошем настроении, в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

Как можно развивать речь?

1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу — обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся обороты речи, спрашивайте,что значит то или иное слово.

2. Играйте в игру “Доскажи словечко”: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.

3. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:

какими словами, красками можно описать время года;

расскажи о предмете, какой он( назови как можно больше прилагательных); что он может делать( назови как можно больше глаголов)

играйте в игру “Хорошо-плохо”. Что хорошего в Бабе –Яге, а что плохого? Что хорошего в дождике, а что плохого?

играйте в слова с противоположным значением(антонимы)

4. Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

5. Играйте в игру: “Найди ошибку в предложении”

6. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните,что рассказ состоит из начала (короткого как утро), середины (длинной как день) и конца (короткого как вечер).

7. Разыграйте знакомую сказку “в лицах” с разной интонацией.

Помните! Ребенка очень легко сбить. Будьте чуткими к своему малышу.

Расширяйте словарный запас малыша.

Ребенок владеет словами на двух уровнях: понимает слова – это пассивный словарь, говорит – это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают( игрушки, предметы быта), имена родственников и близких людей. Чаще спрашивайте “Где стол? Где часы?” и т. д. Это обязательно приведет к увеличению словарного запаса. Развивайте фонематический слух (умение слышать различные звуки речи), побуждая различать слова, отличающие одним звуком. (крыша- крыса, нос – нож).

Читайте своему ребенку.

Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые уже слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя сделать это малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Пальцы помогают речи.

 

Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок должен как можно больше работать своими непослушными пальчиками. Как бы не казалось это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, завязывает шнурки, засучивает рукава. Причем начинать тренировку лучше не на своей одежде, а сначала “помогать” одеться кукле и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его речь будет более понятна окружающим. О пользе артикуляционной гимнастики в развитии ребенка дошкольного возраста.

Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими ,сильными подвижными. А вот зачем тренировать? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, которые вызывают звуки речи.

 

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже сейчас. При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу гимнастику нужно выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык, где находится. При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки ( о веселом язычке) поможет превратить упражнения в увлекательную игру.

Артикуляционная гимнастика в развитии ребенка дошкольного возраста.

Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими ,сильными подвижными. А вот зачем тренировать? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, которые вызывают звуки речи.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже сейчас. При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу гимнастику нужно выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык, где находится. При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки (о веселом язычке) поможет превратить упражнения в увлекательную игру.

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников

.

 

Если устной речью маленький человек овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у крохи устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок на письме в школе. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала его обучения грамоте.

Четкое различение всех звуков речи на слух является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Для проверки слуховой дифференциации звуков подберите картинки, названия которых различаются одним  звуком. Например, слова «мишка» и «миска» (относящиеся к названиям  картинок и воспринимаемые ребенком на слух) он может различать только при условии четкой дифференциации звуков «с-ш», поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковые. Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия:

  • Картинки называет взрослый, а  ребенок лишь на них показывает.
  • Картинки называются одним словом, употребляемым  в именительном падеже. Никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается.
  • Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Это лишает ребенка возможности ориентироваться на какой-то определенный порядок в показе картинок.
  • Не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдательные  дети часто следят за направлением взгляда взрослого, что облегчает им выполнение задания.
  • Рот взрослого закрывается экраном (листом бумаги, ладонью), так как некоторые звуки, не различаемые  ребенком на слух,  могут  быть узнаны по положению губ.

Для правильной оценки результатов внимательно наблюдайте за поведением ребенка во время показа картинок. Если все в порядке, ребенок будет показывать картинки спокойно и уверенно. При не различении или неустойчивом различении звуков малыш будет колебаться, вопросительно поглядывать на взрослого или просто показывать картинки наугад.

Имейте ввиду, что при нормальном речевом развитии различение всех звуков, а следовательно, и правильный показ понятных по смысловому содержанию картинок доступен  детям с двухлетнего возраста. Кроме того, важно знать, что именно не различение ребенком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замены в устной речи, а в дальнейшем – и на письме.

Развить у ребенка способность к различению звуков в большинстве случаев могут сами родители. Для этого нужно всеми возможными способами показать малышу разницу в звучании тех звуков, которые кажутся одинаковыми.

Например, звуки «ж-з». Объясните ребенку, что звук «ж» похож на жужжание жука (ж-ж-ж-ж), а звук «з» - на писк комара (з-з-з-з), и несколько раз подряд попеременно изобразите оба эти звука. Обратите внимание на различное положение губ при произнесении этих звуков. Сначала ребенок при различении звуков может ориентироваться не только на слух, но и на зрительное восприятие артикуляции, а затем вы закрываете губы листком бумаги, и ребенок  только слышит звуки. После того, как малыш будет различать  эти звуки, познакомьте его с  соответствующими буквами. Теперь при произнесении любого из звуков, ребенок показывает нужную букву (обе буквы лежат перед ним). Далее нужно потренировать его в различении этих звуков в словах, фразах.

Вот  игры, которые вам помогут.

Игра «Эхо».Водящий называет слово или фразу, а ребенок должен точно повторить за ним. Или наоборот - кто-то говорит слово, а водящий – «эхо» повторяет его.

Игра «Узнай звук».Попросите малыша хлопнуть в ладоши, если он услышит определенный звук, например, звук «ж». Звук «ж» нужно говорить протяжно, чтобы ребенок его услышал.

Упражнение «Пиши кружочками».Попросите ребенка записать слова кружочками: сколько в слове звуков, столько и кружков. Определенный звук можно закрасить цветным карандашом.

Все эти игры и упражнения и им подобные нужно продолжать до тех пор, пока ребенок не научится легко справляться с ними.

Успехов вам!

 

 

Роль семьи в преодолении речевых нарушений. 

 

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

В логопедическом пункте  проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

    - формирование правильного звукопроизношения;

    - развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

    - совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

  - обогащение, активизация словарного запаса речи;

    - развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

    - совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Перечисленная работа проводится в логопедическом пункте  на  индивидуальной занятиях. А так же речевые игры, проводятся со всеми детьми в перерывах между занятиями. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Некоторые родители думают, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Это неправильное мнение. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее времени ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

    - не ругать ребенка за неправильную речь;

    - ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

    - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

    - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

 

 

Занимаемся дыхательной гимнастикой с малышом.

  

 

  

 

Речь, её составляющие и значение в жизни человека.

 

 

 

 

  Дошкольный возраст – важный этап в развитии будущего человека, личности. Именно к этому возрасту человек полностью овладевает речью, первыми формами мышления, у него начинает формироваться способность к абстракции, обобщению.

  От того, каким было детство человека, зависит развитие его как личности. Не зря говорится: «Все мы родом из детства». Каким оно было? С мамиными добрыми руками, с тихой колыбельной, стихами и играми, интересными книгами и походами в лес, к морю.

  Дошкольный возраст характеризуется особой, повышенной чувствительностью к речи, к овладению ею. Ребёнок буквально впитывает звуки, слова, предложения. Всё что касается речевой деятельности, притягивает малыша. В год – первое слово, а в шесть лет словарный запас составляет до 14 тысяч слов. В 2 – 3 года ребёнок осваивает связи « часть – целое»; в 4 – «предмет – система предметов». В 5 лет ребёнок свободно ориентируется в понимании связей между предметами, явлениями, а не только внешних свойств и признаков. Ребёнку в 5 лет доступно, например, понимание зависимости строения органов у животного от среды обитания (на Севере холодно – там медведям нужна шерсть густая и белая, чтобы их не было видно на снегу). Слово для ребёнка становится не только понятием, но и регулятором поведения, приобщает к нравственности, морали. В 5 лет ребёнок овладевает связной речью.

  То, что легко, доступно малышу в 5 – 6 лет, в 7 уже будет усвоено с некоторыми трудностями. Но главное здесь – подача информации в режиме, соответствующем возрастному периоду. Малыш до 5 лет ещё должен днём отдыхать. А обучение должно быть совмещено с игрой.

  Основным и обязательным условием для развития ребёнка является общение со взрослым. В отличии от животных, чья жизнь основана на инстинктах, человек активно воздействует на окружающий мир с помощью накопленного опыта предыдущих поколений. Происходит это благодаря наличию у человека речи. Именно речь способствовала выделению человека из мира животных и появлению у него самой высшей среди развития психики – сознания.

В истории известны случаи, когда детей раннего возраста в результате стечения обстоятельств воспитывали животные (волки, пантеры, собаки). Обратим внимание: именно с раннего детства, когда ребёнок ещё плохо говорил, а то и вовсе ещё не говорил. По проишествии времени, когда детей – маугли находили и возвращали в общество людей, они были не в состоянии овладеть навыками и умениями людей. Индийские девочки Камала и Амала так и не овладели речью в той степени, какая должна быть в их возрасте. Их поведение походило на повадки животных. Они не проявляли внешних эмоций. И самое трагичное – они не овладели навыками трудовой деятельности.

 

Логопункт

 

 

          УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

В нашем дошкольном учреждении функционирует  логопедический пункт, на базе которого  работа по своевременному исправлению недостатков речевого развития детей.

 

Что такое ЛОГОПУНКТ?

Логопедический пункт(сокращенно «логопункт») – это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.

Каких детей берут на логопункт?

На логопедический пункт зачисляются дети дошкольного возраста с несложными (по сравнению 

с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями.

Правом внеочередного зачисления воспитанников в Логопункт пользуются дети в возрасте 5-7 лет, имеющие речевыенарушения, в целях обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования.

 Очередность для зачисления детей в логопедический пункт формируется с учетом возраста ребенка и степени тяжести речевых нарушений.

          С каким логопедическим заключением можно попасть на логопункт?

 Принимаются дети с такими логопедическими заключениями:

·         нарушение произношения отдельных звуков  – ФНР

·         фонетико-фонематическое недоразвитие речи – ФФНР

В каком режиме проходят занятия на логопункте?

Индивидуальные (подгрупповые) занятия с каждым ребенком проводятся не менее 3 раз в неделю.

  Продолжительность индивидуальных занятий определяется с учетом возраста детей в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для дошкольных учреждений (СанПин 2.4.1.1249-03) в части требований к организации режима дня и учебных занятий – 15 минут, подгрупповых – 20-25 минут.

Цель индивидуальных логопедических занятий – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

            Сколько детей зачисляется на логопункт?

Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 25 человек.

Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка, его индивидуально-личностных особенностей, условиями воспитания в семье и могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1-1,5 лет.

Таким образом, логопункт в детском саду – это открытая и подвижная система.

В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и  специалистов детского сада.

Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один-два раза в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль  за речью малыша.

Цель деятельности логопункта: 

      Создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей, имеющих нарушения в развитии устной речи (первичного характера), раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.

Задачи, которые решает логопед на логопункте:

·         раннее выявление недостатков в речевом развитии детей

·         развитие устной речи детей

·         коррекция звукопроизношения

·         своевременное предупреждение различных нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста

·         сообщение специальных знаний по логопедии педагогам, родителям и обучение их доступным логопедическим приёмам

     Как происходит исправление звукопроизношения?

Исправление звукопроизношения происходит поэтапно.

 На подготовительном этапе логопед через специальные упражнения настраивает речеслуховой и речедвигательный анализаторы ребенка к правильному восприятию и воспроизведению звука. Развивается мелкая моторика рук, фонематический слух, отработка опорных звуков. Формируются направленная воздушная струя и точные движения органов артикуляционного аппарата.

 Постановка звука – это выработка у ребенка новых связей и  затормаживание неправильно сформированных ранее. Логопед объединяет отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата, создавая новый звук в изолированном виде.

 Целью автоматизации звука является правильное произношение  конкретного звука во фразовой речи. Эта работа трудна для нервной системы ребёнка. Ведь новый звук – результат искусственного процесса, который отличается от самостоятельного появления звука у ребенка. Это новый условный рефлекс, закрепление которого требует очень большой осторожности и постепенности.

 Автоматизация звука в слогах (на примере звука С)
При автоматизации звука в слогах предлагайте ребёнку последовательно прямые слоги: СА, СЫ, СЭ; обратные: АС, ОС, ИС; слоги, где звук находится между гласными: АСА, ЫСА, АСЫ; слоги со стечением согласных (берутся те согласные, которые не нарушены у ребёнка): СТА, СПА, СКО и др.

 Автоматизация звука в словах
Чтобы автоматизация нового звука в словах прошла успешно, ребёнок должен произнести не менее 60 – 90 слов или названий картинок. Нужна длительная систематическая тренировка. Обязательно следите, чтобы в составе произносимого слова не было звуков, которые малыш говорит неправильно! Слова подбирайте на каждое положение звука в слове: в начале, середине и конце.


 Автоматизация звука в предложении
Предложения составляйте на базе уже проговоренных ранее слов. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук, и отсутствовали неправильно произносимые ребёнком звуки.

 Автоматизация звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях
Материал подбирается по принципам, упомянутым выше. В процессе проговаривания стихотворных форм у малыша улучшается звукопроизношение, развивается чувство языка, ритма, память, мышление.

 Автоматизация звука в рассказах, фразовой речи
Некоторые дети уже после введения звука в стихотворения начинают правильно употреблять его в собственной речи. Если нет, то подбирайте небольшие по объёму рассказы, насыщенные словами с нужным звуком. Читайте их и задавайте вопросы по содержанию, добивайтесь от ребёнка полных ответов. Далее предложите ему пересказать содержание рассказа.

 Дифференциация звуков нужна тем детям, которые заменяли один звук другим или смешивали их. Если звук искажался, то дифференциация не нужна.

Роль родителей в коррекции речевых нарушений

Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.