Версия для слабовидящих

Учитель-дефектолог

Шкатула Марина Федоровна - учитель - дефектолог МБДОУ-детского сада №9 комбинированного вида.

I квалификационная категория.

Образование - высшее.

Владимирский государственный университет имени Столетовых - 2017 г.

Стаж   работы занимаемой должности - 3 г.

График работы :

Ф. И.О.педагога и специальность

 

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Шкатула М. Ф.

учитель-дефектолог

8.00 – 12.00

8.00 – 12.00

8.00 – 12.00

8.00 – 12.00

 

8.00 – 12.00

 

смотреть " Кончики пальцев - второй мозг"

смотреть  Учить стихи - нелёгкий труд

смотреть  «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»

 

 

Игры для детей на обогащение словарного запаса

В эту группу игр по развитию речи включены такие лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь детей, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в играх и упражнениях на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

Игра «Наоборот»

Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

Дефектолог  говорит детям, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее логопед играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч логопеду.

Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Дефектолог называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил дефектолог, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна видна ночью, а солнце ...

Огонь горячий, а лед ...

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжелый, а пух ...

Обыграть это можно следующим образом: логопед говорит, что наш знакомый Незнайка пошел все-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант — дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку.

Учительница сказала, что если он исправит ошибку в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте, дети, ему поможем.

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Дефектолог говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).

Солнце село (зашло).

Река бежит (течет, струится).

Мальчик бежит (мчится, несется).

Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).

Игра «Какой предмет?»

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, ...

Красное — платье, яблоко, знамя, ...

 

 

Советы родителям будущих первоклассников


 

  • Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
  • Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
  • Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
  • Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
  • Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
  • Приучайте ребёнка к самостоятельности.
  • Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
  • Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.

Что бы мог сказать вам ребенок

по поводу его воспитания:

        Для вас небольшая памятка от ребенка:

  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  • Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравниться с вами.
  • Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  • Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
  • Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить - это поколеблет мою веру в вас.
  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

    Помните! Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ,

ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ.

1.   Свой возраст (желательно дату рождения).

2.   Свой домашний адрес.

3.   Свой город, его главные достопримечательности.

4.   Страну, в которой живёт.

5.   Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

6.   Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

7.   Домашних животных и их детёнышей.

8.   Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

9.   Своё имя, отчество и фамилию.

10.               Транспорт наземный, водный, воздушный.

11.               Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12.               3нать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13.               Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

14.               Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т.д.)

15.               Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16.               3апомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

17.               Различать гласные и согласные звуки.

18.               Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

19.               Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

20.               Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

21.               Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.

22.               Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

23.               Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

 

 

Влияние родительских установок на развитие детей.

 

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных:осознаваемое и неосознаваемое — сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере важное значение имеетфиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально — личностном развитии ребенка играютродительские установки. Бесспорно, родителя — самыезначимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психо - эмоционального развития,непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту исправедливость родителей непоколебима: «Мама сказала... »,«Папа велел...» и т.д.

Взрослые люди, способные осознавать и контролировать,многое «подвергают сомнению», ставя психо - экологические защиты к установкам и требованиям окружающих,руководствуясь собственными желаниями и мотивами. Они не пускают в свое подсознание те установки, которые сознательно им не нужны. («Курить вредно!» — хочу и курю!).

Дети не могут этого делать. Они не в состояния поставитьпсихологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях.Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитиюличного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструментыпсихологической защиты, помогающие ребенку сохранять себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека. являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость— глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

 

Задумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути?

Внимательно рассмотрите таблицу родительских установок и подумайте, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Сказав это, исправьтесь

Негативные установки

Позитивные установки

«Сильные люди не плачут»
«Думай только о себе, нежалей никого»
«Ты всегда как твой (я) папа (мама)»

 

«Дурачок ты мой!» 
«Уж лучше б тебя не было на свете!»

«Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама)»
«Не будешь слушаться - заболеешь»

«Яблоко от яблоньки недалеко падает»
«Сколько сил мы тебе отдали, а ты...»

«Не твоего ума дело...» 
«Не ешь много, будешь толстый, никто тебя любить не будет»
«Не верь никому, обманут!..» 

«Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!»

«Ты всегда это делаешь хуже других»


«Ты всегда будешь грязнулей!»


«Ты плохой!» 
«Будешь букой — один останешься». 
«Все хорошее всегда кончается, нельзя всегда есть конфетки...»

«Поплачь — легче будет»
«Сколько отдашь—столько получишь». 
«Какая мама у нас умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!»

«В тебе все прекрасно» 
«Какое счастье, что ты у меня (нас) есть!» 
«Каждый сам выбирает свой путь»


«Ты всегда будешь здоров!» 
«Что посеешь, то и пожнешь.» 
«Мы любим, понимаем, надеемся на тебя» 
«Твое мнение всем интересно.» 
«Кушай на здоровье!»


«Выбирай себе друзей сам...» 

«Как ты относишься к людям, так и они к тебе» «Как аукнется, так и откликнется»

«Каждый может ошибаться, попробуй еще раз!» 
«Какой ты чистенький всегда и аккуратный!» 
«Я тебя люблю любого...» 
«Люби себя и другие тебя полюбят» 
«Все в этой жизни зависит от тебя.»

 

 Этот список вы можете продолжить сами, кое-что в нем вы узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях.

Как часто вы говорите детям...

*       Я сейчас занят (а)...

*       Посмотри, что ты натворил!

*       Это надо делать не так…

*       Неправильно!

*       Когда же ты научишься?

*       Сколько раз я тебе говорила!

*       Нет! Я не могу!

*       Ты сведешь меня с ума!

*       Чтобы ты без меня делал!

*       Вечно ты во все лезешь!

*       Уйди от меня!

*       Встань в угол!

Все эти «словечки» крепко зацепляют в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам нё нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребенка:

*       Ты самый любимый!

*       Ты очень многое можешь!

*       Спасибо!

*       Что бы мы без тебя делали?!

*       Иди ко мне!

*       Садись с нами!

*       Я помогу тебе…

*       Я радуюсь твоим успехам.

*       Чтобы не случилось, твой дом — твоя крепость.

*       Расскажи мне, что с тобой...

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние,иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок —беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети отприроды наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе восприятия детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться. Так догадывайтесь!

 

 

 

"Развитие памяти дошкольника"

"

 

Разучивание  наизусть стихов или песен, запоминание цепочек никак не связан ных друг с другом слов, вспоминание  просмотренных ранее картинок помогают развитию механической памяти.  И  малыш блистает на утренниках в детском садике, без особого труда справляется с програм мой начальных классов, но уже в средней школе, одной лишь механической памяти становится недостаточно.

Если школьное задание или жизненная ситуация требует творчески применить полученные знания, решить нестандартную задачу, ребенок те ряется. Почему же это происходит?

Дело в том, что у ребенка  не развита ассоциативная память: умение не просто автоматически запоминать те или иные факты, но и образовывать многочис ленные и разнородные связи между ними.

Поэтому уже с самого раннего детства можно и нужно начинать развивать у малы ша ассоциативную память. Веселые и не сложные на первый взгляд игры активизи руют одновременно несколько каналов вос приятия: зрение, слух, осязание.

Для занятий вам понадобятся дощечки с разной шероховатостью. Сделать их не сложно. Потребуются картон, мех, лоскутки ткани, тонкая веревка и другие подручные материалы. Дощечек с различными поверх ностями может быть несколько: от пяти до десяти и более. На обратной стороне должен быть написан порядковый номер и нарисо вано соответствующее число кружочков.

Дощечка №1

На нее наклеен кусочек натурального или искусственного меха.

Дощечка№2

На нее наклеена наждачная бумага.

Дощечка №3

На нее наклеена ткань типа байки или фланели.

Дощечка №4

На нее накапали расплавленный воск, который, застыв, образовал объемные капли.

Дощечка №5

На нее наклеены спички или маленькие палочки.

Дощечка №6

На нее наклеена фольга, целлофан или клеенка, главное, чтобы поверхность бы ла гладкой.

 

Эти дощечки используются во всех играх.

 

Игра №1  

1.Разложите дощечки по порядку от пер вой до шестой номером вниз.

Предложите ребенку ощупать и охарактеризовать каждую поверхность, подобрав при этом как можно больше опре делений-прилагательных.

2.Затем дощечки уберите и попросите вспомнить последова тельность их расположения, основываясь на тактильных ощущениях.

Если у ребенка  возникнут затруднения, повторите игру, но на этот раз, когда малыш будет ощупывать дощечку, спросите, на что она похожа? Дощечка с мехом может на помнить котенка, шубу и даже газон с моло дой травкой и т.д.

Игра № 2

1.Малыш закрывает глаза и тщательно, не торопясь, ощупывает поверхность каж дой дощечки, стараясь запомнить, каковы они на ощупь и в каком порядке лежат.

2.Тщательно перемешайте дощечки и пред ложите ребенку, не открывая глаз, разло жить их в прежнем порядке.

3.Вместе проверьте, правильно ли выпол нено задание. Для этого дощечки нужно перевернуть номером вверх.

Время от времени возвращайтесь к этой игре. Сравните результа ты.

Игра №3

1.Предложите малышу взять дощечку №1,закрыть глаза и потрогать ее.

2.А теперь пусть он скажет, что ему напоми нает эта дощечка, какая она. То же самое проделайте с остальными дощечками.

Игра№4

Давайте ребенку дощечки по одной и предлагайте ощупать их и нарисовать пред меты, на которые они похожи. Для каждого рисунка берите отдельный лист бумаги.

 

Например:  дощечка №1 - кошка, шубка, травка-дощечка

                                    №2 - дорога, камень...

№3 - платье, кофта, плюшевый мишка...

№4 - кочки, капли варенья, дождик...

 №5 - забор, рельсы, шпалы... 

№6 - зеркало, ледяная горка, окно...

 

Игра №5

1. Раскладывайте перед малышом по поряд ку дощечки, а над ними - картинки с изо бражениями:

●      лисы (зайца, кошки, газона...) 

●      облака (болота, капель ..)         

●      забора (шпал, перил, железнодорож ного полотна...)

●      зеркала (окна, катка...)

2.Малыш смотрит на картинки и одновре менно ощупывает дощечки, рассуждая примерно так: «Зеркало такое же гладкое, скользкое, прохладное».

3.Теперь уберите дощечки и предложите ребенку вспомнить, какая из них была первой, какая — второй и т.д.

Игра №6

Разложите дощечки по порядку, а над ними - картинки.

1. Малыш разглядывает картинки и ощупывает дощечки, стараясь уловить между ни ми ассоциативную связь и запомнить ее.

Например:

●      Капля - ткань: когда выжимаю мокрую тряпку, с нее падает капля.

●      Ботинок - наждачная бумага: иду в бо тинках по асфальту.

●      Платок - спички: платок висит на заборе.

Обратите внимание!Смотреть можно только на картинку, а не на дощечку! (ребенок ощупывает нужную дощечку с закрытыми глазами и запоминает ее на ощупь, дощечки можно прикрыть платком)

2. С закрытыми глазами ребенок наугад вы бирает дощечку и вспоминает соответ ствующую ей картинку.

Игра №7

1.Разложите перед малышом ряд картинок. Пусть рассмотрит их, пытаясь представить, каковы изображенные предметы на ощупь.

2.Уберите картинки. Задача ребенка – по памяти восстановить, в каком порядке они лежали. Количество картинок от игры к игре постепенно возрастает.

Игра №8

1.Ребенок раскладывает дощечки в любом порядке. Вы записываете номера дощечек в том порядке, в каком их разложил ма лыш.

2.Закрыв глаза, кроха ощупывает каждую дощечку, представляя себе образ и рас сказывая о нем.

3.Перемешайте дощечки. Ребенок, вспом нив образы и рассказы о них, восстанав ливает ряд дощечек.

 

Игра №9

Предложите малышу разложить до щечки, начиная с самой «неприятной». При этом пусть он опишет свои ощущения и по пытается объяснить, чем эта дощечка непри ятна. (Например, трогая дощечку №1, я вспоминаю собаку и расстраиваюсь, что мне ее не купили). Закончите ряд дощечкой, вызывающей самые приятные ощущения, объяснив их. (Например, трогая дощечку №2, я вспоминаю, что мне подарили вело сипед, и я катаюсь на нем по дороге).

Игра№10

1.Назовите ряд слов (не менее шести). Ма лыш в это время ощупывает дощечки и строит ассоциативные связи.

2.Ребенок повторяет словесный ряд, ощу пывая при этом дощечки (это помогает вспомнить слова).

Игра №11

1.Рассмотрите вместе с малышом картинку, где изображено много разных предме тов.  Например: лампа, стол, стакан с чаем, кактус, кресло, телевизор, тапочки, одеж да, мокрые сапоги.

 

2.Попросите ответить на вопросы:

●      Какие предметы теплые, а какие - хо лодные?

●      Какие предметы твердые, а какие - мягкие?

●      Какие предметы гладкие, шерохова тые, колючие?

3.Уберите картинку и попросите ребенка вспомнить, опираясь на тактильную па мять, что на ней было изображено.

Игра №12

1.Попросите малыша ощупать разные пред меты.

2.Через некоторое время, скажем, на следу ющий день, предложите ребенку вспом нить, что именно он трогал, и рассказать о своих ощущениях. Например: диван мяг кий; ручка от двери мягкая, холодная и твердая; стекло на окне скользкое, про хладное и твердое и т.п.

Если предложенные игры понравились вашему ребенку, вы вполне можете придумать свои, похожие,  соблюдая принцип ассоциативной связи. 

 

Не скупитесь на похвалу и поощрения и не слишком переживайте   из-за неудач!

 

"Как правильно играть с ребенком дошкольного возраста"

 

 

  Для ребенка игра это естественное состояние, в котором он существует, развивается, познает мир. Однако родители должны помнить, что недостаточно дать ребенку игрушку и предоставить его самому себе. Необходимо играть вместе с ребенком. А так как для малыша вся жизнь наполнена игрой, то мама  и папа должны быть готовы в любую минуту включиться  в эту игру или предложить свою собственную.

   Чтобы игра была посильна и интересна для ребенка и развивала его способности, родителям надо учитывать особенности его возраста, индивидуальные возможности, помнить о взаимосвязи и взаимозависимости развития познавательной и эмоциональной сферы.

   Занимаясь с двух трехлетним ребенком, помните, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Малышу еще очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребенка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает, но также легко пропадает.

  Поэтому помните три правила:

Правило первое: не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним.

Правило второе: во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать с поля зрения малыша.

Правило третье:  пусть игры будут простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребенок довел начатое дело до конца. А после этого смените игру на новую – и вы увидите, что внимание ребенка снова оживет.

На пятом году ребенок, начиная заниматься чем – то интересным, меньше отвлекается от своего занятия. Его игры становятся более длительными и сложными. Ребенок учится действовать последовательно. Подчиняться правилам: не только тем, которые диктуют ему взрослые, но и тем, которые он сам вырабатывает для себя, учитывая собственный жизненный опыт. Он лучше запоминает, пытается рассуждать. Эти рассуждения еще очень наивны, но они говорят о том, что ребенок стремится понять взаимосвязь событий, догадаться о причинах того, что происходит вокруг него. Он уже способен оценивать свойства вещей, сравнивая их друг с другом, замечать сходство и различие между ними.

  Во время занятий не забывайте о том, что ребенок еще совсем маленький  и не заменяйте игру на урок, заставляя его читать, писать или считать. Сделайте так, чтобы это «надо» стало интересным и привлекательным для ребенка и тогда вы добьетесь хороших результатов.  

   Не нужно бояться идти тем путем, который подсказывает сам ребенок. Ведь ваша цель – добиться, чтобы ребенок принял предложенную вами программу как свою собственную. Пусть эта программа строится с учетом особенностей его возраста и индивидуальности. Не перегружайте его! Игры-занятия должны длиться не более 20 минут.

  Шестилетний ребенок не утомляется от длительной и сложной игры-занятия, если она интересна для него. Если раньше в игре «диктовал» условия взрослый, то теперь инициативу надо предоставлять ребенку.

  Во время игры ни в коем случае не подменяйте ребенка, не отвечайте вместо него на вопросы, не решайте вместо него задачи, не делайте вместо него упражнения. Если ребенок не справился с заданием сразу, вы можете дать ему подсказку, задать наводящий вопрос, показать способ выполнения. Если с этими подсказками ребенок не может выполнить задание, надо вернуться к более простой игре. Но в любом случае, даже если ребенок не сумел сделать ничего, нельзя ругать его! Вашим принципом должно стать: не ругать за ошибки или непонимание, а хвалить за малейший успех и особенно за старание.

   Необходимо особо заметить, что любая игра с ребенком должна проходить как насыщенный эмоционально и познавательно разговор. Связная речь помогает ребенку осознавать свои действия, анализировать и исправлять ошибки, корректировать свою деятельность. Поощряйте ребенка, когда он говорит полными предложениями, помогайте ему находить наиболее точное слово для выражения той или иной мысли.

 

Кто же такой дефектолог?

 

 

В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.

Какие же функции выполняет учитель-дефектолог в нашем дошкольном учреждении?

Во-первых, учитель-дефектолог в проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития.

При обследовании дефектолог тщательно изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребенка и его причины.

Во-вторых, дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

В-третьих, деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

Каждое коррекционно-развивающие занятие, которое проводит учитель - дефектолог в дошкольном учреждении, представляет собой целый комплекс познавательной деятельности, моторики, речи.

На занятиях дефектолог использует игрушки, картины, книги, музыкальные инструменты, компьютер с развивающими и обучающими программами, мультимедийными презентациями и много разнообразного дидактического подсобного материала. 

Дефектолог в детском саду регулярно проводит не только фронтальные (занятия со всей группой), но и подгрупповые и индивидуальные занятия.

Кроме занятий с ребенком дефектолог в детском саду проводит консультирование родителей, во время которого родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка. Так что, дорогие родители, знайте, что дефектолог может сделать очень много для Вашего ребенка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни.