Версия для слабовидящих

  

Правила движения - достойны уважения!

 

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

 

Дороги и транспорт – реалии сегодняшней жизни. Нашим детям предстоит жить при несравненно большой агрессивности автомобильного движения, а поэтому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность. Очень важно с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге.

            Наш детский сад работает сравнительно недавно, а значит целей и задач у нас впереди очень много, но одной из них является: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, изучение правил дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Наша работа построена по нарастающей степени сложности, начиная с элементарных задач воспитания детей первой младшей группы и кончая более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята подготовительной группы: ведь большинство из них будут после детского сада самостоятельно ходить в школу.

Детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.

Воспитание общей культуры поведения мы начинаем с младших групп, на третьем году жизни ребенка. В течение года формируем умение различать легковые и грузовые машины, называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. Воспитатели первой младшей группы проводят с детьми наблюдения за различными видами транспорта. Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе имеются книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин. Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу используются игры «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в гости».

Во второй младшей группе мы продолжаем работу по расширению представлений об окружающем мире; учим понимать и употреблять понятия: здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко. Воспитатели этой группы организуют и постепенно направляют познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения. Детей знакомим с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Дети узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах. Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет водитель.

Большое внимание в ознакомлении детей 4-х лет с некоторыми правилами дорожного движения мы отводим прогулкам. Дети наблюдали за движением транспорта и пешеходов, узнали, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, научились узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали.

В течение года прогулки периодически повторялись для того, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.

В средней группе воспитатели продолжают работу по развитию ориентировки в окружающем. Воспитатели знакомят детей с трудом водителей некоторых видов транспорта, рассказывают им о назначении сигналов светофора, объясняют правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара, переходить дорогу только по переходу, при зеленом сигнале светофора, знакомили детей со словами «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеход».

В своей работе с детьми воспитатели широко применяют дидактические игры («Назови, о чем я расскажу», «Научим кукол правилам для пешеходов», «Кто быстрее», «Сложи светофор», «Разрезанные картинки») и др. С их помощью учим детей умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закрепляем знания сигналов светофора, правила для пешеходов.

В старшей группе представления детей уточняются и дополняются. На экскурсиях и прогулках воспитатели закрепляют представления детей о проезжей части. Их познакомили с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»). Дети получили более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров. С правилами дорожного движения дети знакомятся в занимательной деятельности, прогулках и экскурсиях, а также на специальной площадке с дорожной разметкой.

В группах много настольных игр «Гаражи», «Паркинг», игрушки -автомобили разного назначения.  В играх и развлечениях дети легко и быстро запоминают то, что может показаться им скучным и неинтересным. Очень много используется в образовательной деятельности и в свободное время художественной литературы: чтение книги О. Тарутина «Для чего нам светофор? », отрывок из книги Дорохова «Зеленый, желтый, красный», стихотворение Михалкова «Моя улица» и др.

Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения мы организовываем так, чтобы знания, полученные в образовательной деятельности, экскурсиях, прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.

 Трудно переоценить роль семьи в воспитании у дошкольников безопасного поведения на дороге. Ведь с точки зрения ребенка-дошкольника все, что делают мама и папа – правильно, так как в этом возрасте родители для него являются образцом поведения и объектом для подражания.

             А задача воспитателя, опираясь на эту их особенность, прививать дошкольникам навыки и умения, связанные с безопасностью дорожного движения, способствовать воспитанию у них самостоятельности, активности в применении положительного примера, формировать критическое мышление. Для этого должны выполняться, как минимум два условия: родители должны знать и соблюдать правила дорожного движения и постоянно уделять время занятиям, связанным с обучение правилам безопасного поведения на дорогах и умением применять их на практике .

Педагогический коллектив выбирает путь развития, постоянно повышает свои знания в данной области, ведь большинство педагогов сами являются водителями и приезжают с детский сад на своём транспорте.

Летом творческая группа педагогов ДОУ: старший воспитатель О.В. Тюкова, воспитатели Г.К. Рюмина, М.А. Ботнева и М.А. Рыбенкова решили увеличить  образовательное пространство ДОУ  и оформили на асфальтной площадке « автогородок». Продумали и нарисовали дорожную разметку, приобрели  металлические конструкции для светофоров и дорожных знаков, распределили знаки по требованиям ДПС  и сейчас дети с удовольствием узнают правила дорожного движения, катаясь на самокатах и велосипедах в нашем «автогородке».

 26 сентября в ДОУ состоялась встреча  детей старшей и подготовительной групп с инспектором  ДПС ОМВД по Меленковскому району старшим лейтенантом полиции С.В. Воструховым.

Сергей Владимирович  провёл с детьми познавательную беседу о соблюдении детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте и на дороге, очень доступно для детей ответил на все занимательные вопросы:

– А зачем вам на фуражке такой красивый значок?

–А где палочка полосатая как зебра?

 - А у вас есть машина с мигалкой? И т.д

Особенно впечатлили детей занятия с инспектором на  площадке «автогородка» ДОУ, куда Сергей Владимирович приехал на спец машине, продемонстрировал работу спец сигнала, работу регулировщика,  лично менял сигналы светофора на макете и регулировал  движение  «пешеходов», «водителей велосипедов» и самокатов, вызвав тем самым восторг у детей. Мы благодарим              С.В. Вострухова за увлекательное путешествие в мир дорожной азбуки и считаем, что такое тесное сотрудничество детского сада с сотрудниками дорожно - патрульной службы помогает вырабатывать у детей прочные навыки безопасного поведения на дороге, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку и обеспечит их безопасность.